Одиночество. Проклятье или благословение?

 

«Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха; одиноким покидает он этот мир с последним вздохом, стараясь произнести слово», - такие трагические строки принадлежат русскому философу Ивану Ильину. Что ж, они справедливы для многих...

Когда-то, еще в советские времена, нам говорили, что самый страшный вид одиночества – это одиночество в толпе, среди людей. Когда вокруг много собратьев и, одновременно, - никого. Ни одного хоть немного близкого человека. Символом такого кошмара называли Нью-Йорк. Проверить на себе это свойство американского мегаполиса тогда могли единицы наших сограждан, а остальные – лишь наблюдать это столпотворение одиночества по телевизору, и то иногда.

Нам это было странно. Тогда соседи по дому часто жили, как родственники: помогали друг другу в трудную минуту, ходили в гости и т.п. Все всех знали, во дворах устраивали вечерние посиделки. А в некоторых – даже любительские спектакли. Люди были как-то добрее, что ли, чем сегодня. Нынешнему поколению, предпочитающему виртуальное общение реальному, мои воспоминания могут показаться какой-то сказкой. Но все же, многие, если не большинство, не переставали быть одинокими, - и тогда, и, в особенности, сейчас.

Основной причиной женского одиночества можно, наверное, считать демографическую проблему. Мужчины гибнут в многочисленных войнах, локальных конфликтах, которыми так богата наша история. Кроме того алкоголизм и наркомания собирают свою страшную жертву. Нельзя сбрасывать со счетов и бандитизм…

Но, ведь, и мужчины не менее (если не более) страдают от одиночества. Им также трудно найти спутницу жизни, как и женщине супруга. Хоть женщин в нашем обществе традиционно больше, чем мужчин, - проблема не становится менее острой. И часто именно она толкает т.н. «сильный пол» в сторону т.н. «социальных язв», которые несут погибель…

Наверное, страшнее всего одиночество в семье: когда каждый сам по себе и сам за себя. И вроде есть семья, а человек на самом деле один. И вроде есть друзья, а поговорить не с кем…

Сегодня, для того, чтобы узнать, каково одиночество в Нью-Йорке, совсем не обязательно туда ехать. Наши города стали такими же толпами людей, которым нет дела ни до кого. Часто и до себя самих. Наше общество, а не только западная цивилизация, стало постхристианским. Вот в этом, добровольном уходе от Христа и видится причина столь жуткого состояния наших заблудших в мирских сумерках душ.

А ведь на самом деле человек никогда не бывает одиноким, хоть и может быть один. Рядом с нами наш Ангел-Хранитель, рядом с нами наш Небесный Покровитель, имя которого дано нам при Крещении. Целые сонмы святых угодников Божиих постоянно с нами. Господь и Его Пречистая Матерь никогда не оставляют человека. Но мы Их не видим, нам часто кажется, что мы не чувствуем Их поддержки…

Знаете, почему? Потому, что мы хотим, чтобы все было по-нашему. И не понимаем, что это, чаще всего, для нас не то что плохо или не полезно, а часто просто катастрофично. Так маленький ребенок хочет съесть такой нарядный и красивый мухомор, и закатывает настоящую истерику, когда родители отнимают смертоносный гриб. И потом еще долго малыш чувствует себя несчастным, пока не отвлечется на что-либо. Взрослая психика не умеет так быстро переключаться, - вот мы и «застреваем» в наших «хочу, не могу».

Наверное, основная причина деторождения – это катастрофическая боязнь одиночества. Маленький человек так нуждается в тебе… Сначала дети, а потом – внуки, все же не один… Иллюзия. Дети вырастают, у них своя жизнь.

Господь в Евангелии говорит: « …каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7,2). Но почему-то мы, практически все, об этом забываем, когда ищем любви. Да, нам хочется быть любимыми, чтобы о нас заботились, чтобы нас хотя бы выслушали. А умеем ли мы делать все это, чего сами так жаждем от других?

Практически все мы знаем эти строки из Евангелия от Матфея: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»(24, 12). Но справедливо ли относить их только к «концу света»? В конце концов, он может наступить, да, наверное, и наступает, для каждого индивидуума в свое время…

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), - помните эти слова Христовы? А способны ли мы исполнить эту заповедь на самом деле? И еще страшнее: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22,37-38)? А мы часто настолько любим самих себя, что, даже признаваясь другим вроде бы как в любви к ним, на самом деле думаем только о себе. Отступление, неприятие этих двух основных заповедей и делает нас постхристианским обществом. Христиане мы, чаще всего, только по названию, а православные – по традиции.

И одиночество наше не то иное, как уязвленная гордыня и эгоизм. Чувства, присущие сатане. Ведь именно он – родитель одиночества, его гордый родоначальник. Отпав от Бога, сатана обречен именно на одиночество. Оно, это диавольское одиночество, вошло в наши души вместе с первородным грехом.

Так что, нам не дано избавиться от одиночества? Философ И.И. Ильин говорит об этом утвердительно и утешает: «Но все мы призваны достойно и с верою каждый нести свое одиночество; и, любя и помогая, делать чужое одиночество сносным, достойным и духовным. В этом – утешение. Так и только так сможем мы преодолеть одиночество, мы, одинокие дети человеческие, взирая ввысь и с любовью помогая друг другу».

Возможно, в этом и есть смысл жизни? В преодолении своего одиночества, с помощью преодоления одиночества другого…